- ЛАТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ЛАТИ́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература народов Западной Европы после V в., развивавшаяся на латинском языке. Л. л. играла ту же историческую роль, что византийская литература в Восточной Европе: была связующим звеном между античностью и новыми национальными литературами. В раннее средневековье она была единственной, в зрелое средневековье одной из ведущих письменных литератур, в эпоху Возрождения главной школой усвоения «возрождаемой» культуры античности. В Л. л. средних веков преобладало религиозное содержание (в прозе жития святых, «видения», проповеди, в поэзии дидактический эпос, лирические гимны и секвенции), в Л. л. Возрождения светское содержание в античных жанровых формах (речи, письма, элегии, идиллии, стихотворные послания, сатиры, эпиграммы, стихи на случай). Рассчитанная на образованного читателя, Л. л., тем не менее, пользовалась и народным материалом, перерабатывая фольклорные повествовательные сюжеты и усваивая народные песенные ритмы.
Основные этапы развития Латинской литературы
.
1) «Темные века» (середина VI середина VIII вв.): традиция светского образования прекращается, немногочисленные памятники античной литературы продолжают читаться лишь в монастырях; писатели этого времени редки и разобщены (в Галлии поэт Венанций Фортунат и историк Григорий Турский, VI в.; в Испании энциклопедист Исидор Севильский, VII в.; в Англии историк Беда Достопочтенный, VIII в.).
2) «Каролингское Возрождение» (или «вергилианское») (середина VIIIIX вв.): при дворе Карла Великого (ок. 800) собирается придворная «академия» (историк и поэт Павел Диакон из Италии, поэт и педагог Алкуин из Англии, поэт Теодульф из южной Галлии; их ученики-франки поэт Ангильберт, историк Эйнхард и др.), наследниками ее становятся монастырские школы (энциклопедист Храбан Мавр, философ Иоанн Скот Эриугена, поэт Валафрид Страбон, гимнограф Ноткер Заика), традиции светской культуры сохраняют придворная лирика Седулия Скота, «каролингские ритмы» о современных событиях, героическая поэма «Вальтарий».
3) «Оттоновское Возрождение» (или «горацианско-теренцианское») (X нач. XI вв.): центр его императорский двор и германские монастыри, крупнейшие фигуры поэтесса Хросвита («комедии» на житийные темы) и историк Лиутпранд; в XI в. появляется латинская любовная лирика («Кембриджские песни») и «Руодлиб», первый европейский рыцарский роман в латинских стихах.
4) «Овидианское Возрождение» (кон. XIXII вв.): основной культурный центр перемещается во Францию, монастырские школы оттесняются епископскими, идеология духовенства подвергается влиянию рыцарской; оживает философия (П. Абеляр), философская публицистика (Иоанн Солсберийский), религиозно-философская историография (Оттон Фрейзингенский), философский эпос (Алан Лилльский); расцветают элегии, послания и дидактические поэмы в манере Овидия (Хильдеберт Турский, Марбод Реннский, Бальдерик Бургейльский), разрабатываются мифологические, сказочные и сатирические сюжеты («Александреида» Вальтера Шатильонского, «Изенгрим» Ниварда Гентского, «Зерцало глупцов» Нигела Вирекера); обновляется религиозная лирика (Адам Сен-Викторский), создается религиозная драма; наконец, по всей Европе распространяется оригинальная любовная и сатирическая поэзия вагантов.
5) Позднее средневековье (XIIIXIV вв.): епископские школы оттесняются университетами, идеология духовенства испытывает воздействие бюргерства, осваивается переведенный с греческого и арабского языков Аристотель и на этой основе подводится итог всей средневековой философии (Фома Аквинский), перерабатываются для массового читателя своды житий («Золотая легенда») и притч («Римские деяния»), усиленно развивается мистическая литература (Рёйсбрук Дивный, Фома Кемпийский).
6) Ренессанс (середина XIVXVI вв.): Л. л. переходит из рук схоластов в руки гуманистов, распространяется культ древних классиков, латынь из общедоступного средства общения становится достоянием изысканно эрудированных стилистов, культурный центр смещается в Италию; виднейшие авторы этого периода Ф. Петрарка, Дж. Ф. Браччолини, Я. Саннадзаро, П. Бембо, Иоанн Секунд, К. Цельтис, Эразм Роттердамский, У. Фон Гуттен, Т. Мор и др.
7) Начиная с XVII в. Л. л. постепенно иссякает, сохраняясь лишь в поэтических упражнениях (от Дж. Мильтона до Дж. Пасколи), в науке (Б. Спиноза, И. Ньютон, М. В. Ломоносов, Г. С. Сковорода), в обиходе католической церкви.Издания:
Памятники средневековой лат. литературы IVIX вв., М., 1970;
Памятники средневековой лат. литературы XXII вв., М., 1972;
Monumenta Germaniae Historica, ed. G. H. Pertz, t. 17, Hannoverae, 1826 1844 (MGH);
Patrologiae cursus completus, ser. Latina, ed. J. P. Migne, v. 1221, P., 1844 1864 (PL).Литература:
Голенищев-Кутузов И. Н., Влияние лат. литературы IV-V вв. на литературу средневековья и Ренессанса, «ВДИ», 1964, № 1;
Raby F. J. E., History of Secular Latin poetry in the middle ages, v. 12, 2 ed., Oxf., 1957;
Dronke P., Medieval Latin and the rise of European love-lyric, v. 12, Oxf., 1965 1966 (есть библ.).М. Л. Гаспаров.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.